- Зло, по учению святых Отцов, само по себе не
существует, не имеет какой-то отдельной своей природы, оно – болезнь на
здоровом теле. И как нет болезни без болеющего, так нет и зла без богозданной
прекрасной (хорошей весьма
- Быт. 1; 31) природы человека и ангелов.
Святые Отцы говорят, что зло бессущностно, оно не сотворено Богом, не есть
что-то самостоятельно существующее, оно просто ошибочный, противоестественный
акт свободной воли разумных существ. Святой Диадох так и писал: «Зло не существует, кроме как в момент его
совершения». Поэтому, можно сказать, что нет зла, но есть злые.
Высочайшая ценность человеческой личности
заключается в том, что она богоподобна. Богоподобие же невозможно без свободы.
И поскольку человек – это не запрограммированный биоробот, а разумное и
свободное существо, то может распорядиться своей свободой даже вопреки и Богу,
и своему благу.
Вот как размышляет по этому вопросу в одном из
своих писем игумен Никон (Воробьев).
«Зло не создано Богом. Зло не имеет сущности.
Оно есть извращение мирового (а в отношении к человеку и ангелам —
нравственного) порядка свободной волей человека и ангелов. Если бы не было свободы,
то не было бы возможности извратить нравственный порядок, премудрый и
совершенный. Ангелы и человеки, как автоматы подчинялись бы законам физического
и нравственного мира, и зла не было бы. Но без свободы воли не было бы в
человеках и ангелах образа Божия и подобия. Совершенное существо не мыслимо без
свободы воли (Кстати: все атеистические учения вынуждены отрицать свободу воли…).
Разумные существа, познавшие себя, как
самостоятельные личности, “Я”, как новые самостоятельные источники света … не знали опытно зла и не могли вполне оценить добра,
которым пользовались. Желание стать как боги, знающие добро и зло, привело к падению
и ангелов, и человеков. Отсюда начинается история человечества…
С гордостью человек не может спастись. При
наличии гордости он и в раю опять может отпасть от Бога уже окончательным
падением, подобно демонам. Поэтому в течение всей земной жизни Господь дает
человеку познать, что без Бога он ничто, он раб своих страстишек и раб дьявола.
Вот почему до смерти человека Господь не позволяет вырывать плевелы, чтобы не
повредить пшеницы (Мф. 13; 29,30). Это значит, что человек без недостатков, с
одними положительными качествами, обязательно возгордился бы. Если теперь с
малыми добродетелями мы находим возможность гордиться, то что же было бы, если
бы для нас еще здесь открылась вся слава обожёной души? Даже апостол Павел нуждался в отрицательной помощи ангела сатанина, пакости деющего, дабы не превознестись (2 Кор. 12,7). О нас же и говорить нечего…
Вполне очевидными становятся промышление
Божие о спасении человека и усилие дьявола погубить даже тех, кто все силы
употребляет на искание царствия
Божия… человек находится в непрерывной борьбе со злом, с дьяволом, с его
внушениями, то падая, то восставая. В этой борьбе он познает свою немощь,
лукавство вражие, помощь Божию и любовь Божию к себе. Он познает цену добра и
зла и уже со всей сознательностью избирает добро, делается непоколебимым в предпочтении
добра и его источника — Бога, и отвергает зло и дьявола…».
Бог, как видим, хочет, чтобы мы были не рабами, а свободными сынами, богами. Священное Писание так и говорит: «вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» (Пс. 81, 6). Но для
достижения этого величия человек должен пройти путь искушений и борьбы со злом
в самом себе, чтобы показать свой выбор. «Если бы не было
бесов, то не было бы и святых». Через познание зла человек опытно
убеждается, что он творение, а не самобытное существо, что благо и истина есть
Бог, а не он сам, и что Бог всегда готов избавить его от всякого зла. Всё это
открывает человеку возможность достижения непадательного состояния в вечности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий